С чем стоит обращаться к психологу?

Практическая психология и психотерапия постепенно становятся всё более востребованными в нашей стране. Спрос на услуги психологов постоянно растёт.

С чем же обычно обращаются люди к специалистам в области психологического здоровья? И когда?

Очень важно понимать, что проблемы (ситуации, запросы), с которыми люди могут обращаться к психологам и психотерапевтам, могут существенно отличаться – в первую очередь, длительностью существования проблемы, тяжестью и глубиной.

Все запросы принципиально можно разделить на две большие группы:

Первая группа – проблемы. Это чаще всего какие-то возникшие недавно или достаточно давно ситуации. Ими могут быть:

  • проблемы в семейных взаимоотношениях (развод, измена, сложные взаимоотношения, затрагивающие детей и др.);
  • кризисные ситуации (например, утраты, ситуации горя);
  • расстройства (фобии, депрессии, навязчивости, зависимости, психосоматические проблемы и т.д.), когда выражены различные клинические симптомы;
  • устойчивые личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, отсутствие каких-то навыков и т.д.).

Так или иначе, возникает ситуация, которая мешает человеку, может менять течение всей его жизни, и от которой человек чаще всего хочет избавиться. Именно эта проблема буквально заставляет человека начать искать профессиональную помощь. И именно проблема «приводит» человека к специалистам – психологам, психотерапевтам.

Не было бы проблемы – человек бы и не думал даже обращаться за помощью. Специалист в этом случае часто выступает в роли кризисного профессионала, помогая человеку «выбраться» из сложной жизненной ситуации. Очень мало возможностей, что без обращения к специалисту ситуация разрешится самостоятельно.

Количество таких запросов в российской культуре подавляющее. «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». К сожалению, несмотря на рост спроса на услуги психологов, на повышение информированности людей в вопросах психического здоровья, культура «психического здоровья» россиян остается пока на достаточно низком уровне.

Вторая группа – это запросы на рост и развитие.

У человека нет выраженной и значимой проблемы, но он хочет дать новый толчок своему развитию, своему будущему, своим проектам, даже мечтам.

Практики, применяемые в данном случае, могут называться по–разному:

  • это чаще консультирование, чем терапия;
  • тренинги личностного роста и развития;
  • коучинг;
  • организационное развитие;
  • развитие проектов.

По сути, человек не хочет избавиться от чего-то или преодолеть что-то проблемное в своей жизни. Он хочет выйти на новый уровень своего развития – личностного, профессионального, материального и так далее. Ему становится как бы уже тесно в имеющихся условиях.

Но он не совсем знает, как достичь желаемого. И роль специалиста – помочь человеку в этом – где-то дать консультацию, где-то сопроводить, где-то обучить, помочь исследовать ограничения и т.д.

В последнее время становится всё больше людей, обращающихся к психологам, консультантам, коучам, именно с такими запросами. Это не может не радовать самих специалистов. Потому что существенно легче помогать развиваться человеку, чем помогать решать проблемы.

Эти две принципиально разные группы запросов можно сравнить со следующим.

Как, например, люди ходят к врачам? Есть люди, которые обращаются к врачам только тогда, когда у них что-то заболит. В ином случае – обходят по каким-то причинам врачей стороной. А есть люди, которые занимаются своим здоровьем, раз в полгода или раз в год проходят профилактические осмотры и знают о состоянии своего здоровья гораздо больше.

Можно ждать, когда в старом здании со старой проводкой возникнет пожар, и приедет кризисная служба – пожарные, которые потушат то, что осталось. А можно в этом же старом здании обновить проводку, обеспечить самому должные меры пожарной безопасности, т.е. действовать профилактически, и тогда пожарные не понадобятся. А можно и в новый дом переехать, где этих проблем не будет годами.

Так, может, не стоит ждать пожара? А просто стоит поменять проводку. Помощь-то в этом – рядом.