Повышение самооценки – не самоцель. Важнее осознать, что делает её низкой!

Самооценка – это «стержень», «сердцевина» личности любого человека. Для некоторых людей вопросы самоценности особенно значимы, и эти люди очень ранимы.

Самооценка – это то, как я сам оцениваю себя, свои действия и проявления. Имею ли я право на то, кто я есть и что хочу делать. Самооценка всегда формируется под влиянием оценок окружающих. Все мы – социальные организмы, и процесс «впитывания» оценок окружающих и значимых людей начинается с раннего детства и продолжается в течение всей жизни.

К 25 годам формируются основные ценности, убеждения человека, в том числе и о себе самом. И вот такой человек начинает что-то делать и оценивает свои действия. В случае «заниженной самооценки» он трактует свои действия как «недостаточные», «неуклюжие», «глупые», «неуместные», так же он оценивает и себя. Именно это говорят ему его внутренние убеждения о себе самом, полученные им от других людей.

В связи с этим для повышения самооценки в процессе психологической работы важны:

  1. Выявление этих внутренних самооценок и убеждений человека (часто иррациональных) о себе самом и последующая работа по соотнесению их с реальностью.
  2. Работа, направленная на приободрение психологом человека, поддержку и похвалу в реальных успехах, достигаемых в процессе психологической работы и жизни. Эта работа может быть весьма затруднена как раз за счёт наличия иррациональных убеждений человека о себе самом. Клиент просто может быть абсолютно уверен, что «у него ничего не получится» или «его действия ничего не стоят».
  3. Работа с переживанием стыда и правом быть. Стыд – пожалуй, ключевое переживание в случае работы над повышением самооценки. Человек «задавлен» собственным стыдом и как бы лишает себя права быть, полноценно жить, действовать в этом мире, творить. Работа над уменьшением выраженности стыда и возрастанием права быть – тонкий, интимный и достаточно медленный процесс.
  4. Работа, направленная на восстановление адекватной обратной связи от других людей (напомним, что самооценка формируется под влиянием оценок окружающих!). Важно не только начать её получать в безопасной и минимально оценочной форме, но и научиться принимать её. Этому способствует, например, участие в групповой психологической работе.
  5. Отдельное внимание в ходе психологической работы, направленной на повышение самооценки, уделяется исследованию зависимости самооценки от наличия каких-либо внешних объектов. Например, если у Вас нет автомобиля, а у вашего соседа он есть, то можно начать завидовать ему и начать считать себя «ущербным». Самооценка пойдёт на спад. У коллеги по работе – красивая жена и дети, а Вы никак не можете найти себе постоянную спутницу. Можно начать называть себя «неудачником».
  6. Уменьшение зависимости самооценки от наличия/отсутствия чего-то или кого-то внешнего, пусть и значимого, и перенос акцента самоценности на внутренние уникальные качества человека – залог общего повышения самооценки.
  7. Как повысить самооценку мужчине? Важно учитывать преимущественно объект-ориентированность их самооценки – для мужчин могут быть важными хороший доход, престиж, наличие красивой женщины рядом, успех, признание в профессиональной сфере.

Как повысить самооценку женщине? Необходимо учитывать субъект-ориентированность их самооценки – важно, любит ли муж или нет, ценит или нет, есть ли дети, здоровы ли они и т.д. Это деление является несколько условным в нашем современном мире, когда границы традиции становятся достаточно гибкими и подвижными.

Но главное в работе над повышением самооценки – не повысить её механически (это маловероятно, или даст лишь кратковременный эффект), а осознать, за счёт чего она такая низкая! Может, не стоит рассказывать себе и другим, какой Вы «неудачник»? Попробуйте рассказать другим, как и почему Вы про себя так считаете…