Психологические основы преодоления неуверенности в себе и повышения самооценки

«У меня низкая самооценка», или «Я не уверен в себе» — так люди весьма часто описывают общими словами беспокоящие их в определенных ситуациях переживания. С этим и приходят на прием к психологу-консультанту. Начинаю подробно расспрашивать, что они имеют в виду.

Часто оказывается, что за схожестью внешнего описания проблемы стоят вполне конкретные переживания и ситуации, очень сильно отличающиеся у разных людей. Так что вполне может оказаться, что Ваша «неуверенность в себе» будет значительно отличаться от «неуверенности в себе» другого человека.

В связи с этим сутью психологической работы с проблемами заниженной самооценки и неуверенности в себе, на первом этапе консультирования и в последующем, будет обсуждение конкретных жизненных ситуаций человека, составляющих скрытую «начинку» внешней проблемы. Это достаточно планомерная и кропотливая работа с реальной возможностью человека (клиента) лучше и полнее узнать себя.

И вполне вероятно, что человеку придется столкнуться в процессе такой работы с различными переживаниями в свой адрес и в адрес других людей, которые у него есть. Это могут быть смущение, стыд, страх, гнев, возбуждение – самые различные переживания, не всегда субъективно приятные, но очень жизненные. Человек может в полной мере не признавать и часто отрицать эти чувства.

Когда работа с психологом доходит до осознания этих переживаний, проблема уже может быть переформулирована – из «как повысить самооценку» в, например, «что делать со своим страхом?».

Хочется сказать несколько слов о механизмах формирования «неуверенности в себе» и «низкой самооценки». Считается, что «неуверенность в себе» формируется в тех случаях, когда человек по каким-то внутренним причинам находится не в контакте со своими истинными чувствами. Есть у человека какое-то чувство, эмоция в адрес определенного человека или ситуации, например, сильное раздражение. Но наш клиент полностью не признает наличие этого чувства.

Наши чувства – это «двигатель жизни», это «топливо», это вектор значимых потребностей. Если бы такой человек признал свое чувство, он бы стал «уверенным» в его наличии, в его значимости, в своих действиях, которые рождаются из этого чувства. А так получается, что чувство человека – в одном месте, его внимание в это время – в другом месте, и остается только замечать наличие какого-то дискомфорта, неуверенности, тревоги.

То же самое и с заниженной самооценкой. Часто за этим стоит неготовность и невозможность человека признать какие-то значимые переживания. Придать значимость тому, что «я злюсь» или «мне одиноко» — значит оценить эти мои переживания как важные. Для начала признать перед собой, перед психотерапевтом, затем и перед другими людьми. Рассказать, что «мне бывает больно», что я – не идеал, не робот, а что я – в чем-то нуждаюсь, что я просто человек. Как правило, за этой невозможностью признать значимость того, что происходит, стоит стыд, который может говорить «Так нельзя!» или, например, «Слезы – это проявления слабости. А ты должен быть сильным!».

Говоря о стыде, мы затрагиваем ещё одну важную составляющую психологической работы, направленной на повышение самооценки и уверенности в себе. Это – убеждения человека о себе самом, полученные в более ранней жизни. Что он может делать, а что не должен себе позволять. Какой он на самом деле… Конечно, на самом деле, он – не такой, как часто говорят эти иррациональные и негативно окрашенные убеждения. На самом деле, он гораздо лучше…

Ведение когнитивного дневника, выявление и отслеживание этих внутренних убеждений, пересмотр их в работе с психотерапевтом или в психологической группе – важные этапы решения проблемы. Чтобы стало «хорошо», нужно узнать, почему, как и благодаря чему сейчас «плохо»! Это аксиома.