Как развить творческие способности?

В каждом человеке заложены творческие способности. Даже если у него и так называемая «нетворческая» профессия. Можно строить свою жизнь, опираясь на внутреннюю энергию, креативность, творчески относясь к жизненным выборам, которые мы, хотим того или нет, делаем. В целом, творческий подход к собственной жизни приносит гораздо больше удовлетворенности и радости. Можно даже сказать, что построение собственной полноценной жизни – и есть главное творчество, которым мы призваны заниматься.

Поэтому очень часто в психологической работе возвращение человеку способности творчески относиться к своей жизни, быть гибким в принятии решений и «делании» каждую секунду выборов – главная «мейнстрим» задача. И она не зависит от того, с каким первичным запросом обращается человек.

Если же психологическая работа направлена именно на развитие спонтанности, креативности, способности выражать себя, то важными являются следующие моменты:

  • Помощь человеку в распознавании своих потребностей, своих телесных ощущений и чувств. Вопросы «Что Вы хотите? Чем бы Вы хотели заниматься?» адресованы нашему телу. Именно там стоит искать ответы на эти вопросы. По возникновению интереса/возбуждения или отторжения/отвращения в теле человек может распознать, чего же он хочет на самом деле. Психолог-психотерапевт помогает клиенту сфокусироваться на ощущениях и научиться распознавать потребности.
  • Мы уже говорили, что в каждом из нас заложено творчество. Это аксиома. Какое именно – вопрос, ответ на который нужно найти. Но креативные способности могут блокироваться человеком вследствие имеющихся установок.Например, человек может быть уверен, что у него «ничего не получится, можно даже не пробовать». Человек может бояться разочароваться в результате, а, следовательно, бояться разочароваться в себе. Также человек может бояться совершить ошибку из-за сверхконтроля себя и своей жизни.Задача психотерапевта – помочь клиенту распознать установки и проработать блоки, мешающие быть собой, быть творческим. Важно, в конце концов, расслабиться и понять, что жизнь гораздо сложнее, чем все наши попытки её контролировать.
  • Процесс психотерапии – тоже творческий процесс, создаваемый совместно клиентом и психотерапевтом. Как бы ни хотелось алгоритмизировать пошагово психотерапию и пытаться просчитать результат психотерапии наперед, это невозможно. Результат невозможен без процесса, и результат нельзя знать заранее. Поэтому процесс психотерапии является своеобразной моделью творческого отношения к жизни. Человеку остается только быть в этом процессе, быть внимательным к себе и своим потребностям, следовать за ними. Грамотный психолог поддержит человека в этом.
  • Для развития творческих способностей также могут проводиться специализированные групповые тренинги, основой которых могут стать техники арт-терапии, театральные мини-постановки, формы презентации себя. Задача таких групповых программ – научиться выражать себя, поискать различные способы выражения себя с задействованием различных каналов (речь, голос, движения, мимика, рисование, скульптура, игра). В группе такие упражнения и техники легче реализовать.
  • Важно, впрочем, чтобы использование таких техник не было замкнуто на себе, не становилось лишь исключительно самоцелью. Важно с помощью психолога присвоить полученный опыт и перенести его в реальную жизнь за пределами группы, за пределами кабинета.